Доктор Раджа Сельвам и доктор Лори А. Паркер
Существует несколько важных причин, по которым необходимо уделить особое внимание работе с гневом/злостью в рамках сессии в подходе Соматическое переживание (далее — СП).
Здесь мы укажем три основные причины.
Во-первых, возможно это самая неправильно понимаемая человеческая эмоция. Травмированным клиентам часто необходимо рассказывать о природе гнева, а также о табу на такие переживания. Помните: при использовании метода СП мы не только «завершаем» прерванные биологические паттерны. Мы также реорганизуем и восстанавливаем естественные реакции борьбы, бегства и иммобилизации. Табу на гнев (сознательное или бессознательное) может мешать восстановлению реакции борьбы.
Во-вторых, можно сказать, что гнев/злость являются жизненно важной биологической функцией. Переживание гнева/злости помогает нам понять, что что-то не так – что нашему внутреннему «self» что-то угрожает. Это может указывать на то, что нам причиняют боль, что нарушаются наши права, что наши потребности или желания не удовлетворяются должным образом, или что что-то в целом «не так». Иногда наш гнев предупреждает нас о том, что мы не находимся в контакте с важным эмоциональным состоянием в нашей жизни или что слишком большая часть нас – наши убеждения, ценности, желания или амбиции не реализуются в отношениях. Как пишет доктор Гарриет Лернер в нью-йоркском бестселлере «Танец гнева», «гнев не является правильной или неправильной эмоцией, в ней нет особого смысла, но в то же время она не бессмысленна. Гнев просто есть. Задать вопрос: «Правилен ли мой гнев?» равносилен вопросу «Имею ли я право испытывать жажду?… «Гнев – это то, что мы просто чувствуем. В его существовании есть определенный смысл, и он заслуживает нашего уважения и внимания».
В третьих, доктор Джон Е. Сарно, преподаватель отделения клинической медицинской реабилитации медицинского факультета Нью-Йоркского университета пишет: «Подавление эмоций в целом и гнева, в частности, лежит в корне многих, если не большинства, хронических болевых симптомов и «синдромов». В частности, он упоминает такие расстройства, как фибромиалгия, фиброзит (мышечный ревматизм), воспаление перимизия, миофасцит (фиброзный миозит), язвенная болезнь, синдром раздраженной толстой кишки, слизистый колит, астма, мигрени, звон/шум в ушах, и это далеко не полный список. «Чем дольше я работаю [с этими синдромами], — говорит доктор Сарно, тем более меня впечатляет роль гнева».
С точки зрения подхода Соматического переживания, идея заключается в том, чтобы обеспечить клиенту хороший контакт со своим гневом, не выпуская его – без отреагирования и без попадания в страх и беспомощность.
В конечном итоге, мы пытаемся найти возможность пережить гнев с расслаблением, а не со сжатием.
Если человек сжимается внутри при контакте с гневом – он в конечном итоге будет вынужден его высвободить.
Но если он научится переживать свою злость как силу и позволит телу расшириться вместе с этой силой, тогда люди, которые пугали его, не будут пугать его больше, и существует меньше вероятности того, что он будет нападать на других (вербально или физически), реагируя на испуг.
Так называемые генвоголики – это люди, которые не могут ощущать свой гнев как силу и которые не владеют своей собственной силой. Реальность заключается в том, что если бы люди владели своей собственной силой, в жизни было бы меньше борьбы и столкновений.
При работе с гневом в контексте сессии в подходе СП необходимо помнить, что для некоторых людей гнев служит маской, за которой скрываются другие более невыносимые чувства. Это касается многих «гневоголиков». Часто гораздо легче разозлиться и выпустить пар, чем чувствовать себя беспомощным, неадекватным, пристыженным, и/или бессильным. Для этих людей такие чувства и состояния более невыносимы, чем сам гнев.
Но часто, как уже отмечалось, вам приходится работать с табу или блоками на гнев.
Вы можете начать работу, задав клиенту такие вопросы: «Что для вас значит гнев?» или, «Какие последствия проявления гнева?» Вы можете попросить их закончить предложение: «Если я разозлюсь/начну испытывать гнев _____________.» Частым ответом может стать, например, «. . . тогда я буду как «они» ( «они» подразумевает людей, которые обижали или нападали на них в прошлом). Они могут не хотеть быть похожими своих обидчиков и поэтому блокировать свою собственную агрессию.
Табу и блоки на гнев
Важно помнить, что гнев является сложной эмоцией для многих людей – независимо от того, были ли они травмированы. Это в значительной степени объясняется тем, что когда мы злимся и выражаем нашу злость, мы подвергаемся риску отвержения и осуждения со стороны других людей. Для некоторых людей «табу» на злость и гнев так сильно, что они даже не знают, когда они испытывают эти чувства. И даже те, кто идут на риск быть отвергнутыми другими людьми – даже те, кто не отрицают сознательно свое чувство гнева и не подавляют его бессознательно, часто выражают его неэффективным способом, «сбрасывая» его – говоря обвинительным тоном, что воспринимается как враждебное поведение.
Это сложная эмоция также и потому, что она настолько мощна, что у испытывающих ее людей часто возникает ощущение потери контроля. Поскольку страх потери контроля – это базовый человеческий страх, многие люди избегают всего, что вызывает у них ощущение потери контроля – включая их злость и гнев, их собственные агрессивные инстинкты. Это особенно актуально для травмированных людей. Поскольку это очень сильная эмоция, она также может вызвать «симптомы травмы» (например, головную боль или спонтанные, неконтролируемые, спазматические движения или жесты). Поэтому клиенты могут испытывать глубокий страх перед своим гневом.
Кроме этого, многие считают гнев разрушительной энергией, которая приводит к враждебным и агрессивным действиям, насилию, территориальным спорам в сегодняшнем мире. Ваш клиент мог быть свидетелем такого насилия или ему могло угрожать такое насилие. Таким образом, гнев связан со страхом причинить боль другим – с конфликтом в целом и насилием в частности. Мы видим гнев причиной всех жестоких действий, свидетелями которых мы становимся лично или о которых мы слышим в новостях. Таким образом, часто гнев представляется причиной физического, психологического и эмоционального вреда, наносимого одним человеком другому.
Часто можно встретить взгляд, что гнев является признаком духовной незрелости. Некоторые люди (особенно занимающиеся духовными практиками) считают, что гнев следует подавлять, а не выражать; отрицать, а не признавать; избегать, а не принимать. Некоторые люди, испытывая гнев, переживают стыд, поскольку для них гнев и злость – показатели слабости. А тем, кто стремится быть терпеливыми, добрыми и сочувственными, переживание гнева дает ощущение, что они не соответствуют высоким духовным стандартам.
Таким образом, гнев завернули в «неаппетитную упаковку». Часто он ассоциируется только с негативным выражением.
Поэтому Вам необходимо помочь клиенту преобразовать его гнев внутри себя. Вы можете начать работу с привнесения его бессознательных страхов про гнев в его осознание. Вы можете, например, предложить ему пофантазировать и представить человека, которым он мог бы стать и который представлял бы опасность для общества. Пусть клиент глубоко ощутит себя таким человеком. Вы также можете задать ему такие вопросы: Что самое худшее, что может случиться с вами, если вы потеряете над собой контроль?
Ваши клиенты могут не осознавать, что принятие своего гнева и ощущение своего гнева как силы может быть гораздо полезней для них и других, чем отрицание этого чувства или регулярный «сброс» гневных эмоций. Они могут не осознавать ценность гнева как трансформирующей энергии (энергии, направленной на понимание своей глубинной сущности). И они могут не осознавать ценность гнева как движущей силы (силы, которая двигает их к желаемым или необходимым изменениям).
Таким образом, при работе в подходе СП достаточно много времени у вас может уйти на обучение вашего клиента на нескольких уровнях. В дополнение к приведенным выше аргументам можно привести следующие. Выбор аргументов зависит от клиента и Ваших отношений с клиентом.
Обучайте клиента
Гнев – это одна из форм проявление агрессии, а агрессия часто ассоциируется с борьбой и войной – с «нападением» на других людей – с враждебным поведением. Но здесь есть и более широкий смысл, который часто игнорируется. Быть «агрессивным» также значит быть «спокойно уверенным в себе», «смелым» и «энергичным». Это значит «обладать решимостью или проявлять ее». Это означает «энергичное следование своим целям». Это означает быть «амбициозным и инициативным». Это самурайское понимание агрессии. И как для самого человека, так и для окружающих гораздо более полезно чувствовать свой собственный гнев/злость как силу, как «агрессивную энергию», ведущую к активному, смелому, решительному и осознанному действию, чем относиться к этому переживанию как к чему-то негативному, к чему-то, что нужно отрицать или подавлять. Как сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «Хорошее негодование мобилизует все ваши силы». И как сказал Мартин Лютер Кинг: «Я никогда не работаю лучше, чем в моменты, когда я вдохновлен гневом; ибо когда я испытываю гнев, я могу хорошо писать, молиться и проповедовать, ибо тогда все мои импульсы оживают, мое понимание обостряется и все мирские муки и соблазны отступают.»
— Без агрессии нет привязанности. Это объясняется тем, что когда у нас нет доступа к этой инстинктивной энергии, мы не чувствуем себя в безопасности, даже с людьми, которых мы знаем и любим. Есть выражение: «Если я не могу сказать тебе «нет», я не могу сказать тебе «да».
— Способность человека присутствовать в этом мире связана со степенью безопасности, которую он ощущает. А степень безопасности, которую он ощущает, в свою очередь, связана с той степенью, в которой человек обладает доступом к своей агрессивной энергии. Способность испытывать удовольствие, даже в простых обстоятельствах, также повышается, когда человек соединен со своими собственными инстинктами – включая собственные агрессивные инстинкты.
— Когда человек способен заполнить себя гневом, в груди создается больше пространства для контейнирования других болезненных переживаний, таких как боль. Ощущение ранимости уменьшается, когда у человека есть доступ к своей агрессивной энергии гнева. Если грудь человека вогнута, боль зажата в маленьком пространстве и поэтому переживается более остро.
— Подавление злости имеет определенные последствия для здоровья. Д-р Даниэель Р. Кондрон, автор книги «Непрерывное исцеление», говорит, что подавление злости вызывает определенные физиологические нарушения (воспалительные заболевания /артритные состояния; болезнь Аддисона, болезнь Кушинга и другие заболевания, связанные с нарушением работы надпочечников – и это не полный перечень). И, как упоминалось выше, д-р Джон Е. Сарно говорит о том, что подавление эмоций в целом и агрессивных чувств, в частности, лежит в корне многих, если не всех хронических болевых расстройств и «синдромов».
— Регулярный сброс гнева также имеет негативные последствия для здоровья человека. В своей книге «Гнев убивает» доктор Редфорд Уильямс говорит о нежелательных последствиях регулярного сброса гнева во враждебной форме. Он подробно объясняет, какие процессы протекают в теле каждый раз, когда происходит «выброс» гнева. Доктор Редфорд Уильямс — выпускник Йельского университета, и в течение последних двадцати лет работает в Медицинском центре Университета Дьюка. В настоящее время он является профессором психиатрии, адъюнкт-профессором медицины и директором Научно-исследовательского центра по поведенческой медицине.
По его словам, «приблизительно у 20 процентов населения уровень враждебности достаточно высок, чтобы представлять опасность для здоровья.» Более быстрая активация их реакции «борьба или бегство» в сочетании с относительно слабой реакцией парасимпатической системы является биологическим механизмом, который, возможно, вызывает проблемы со здоровьем враждебно настроенных людей.
Доктор Уильямс также указывает, что «отталкивая от себя других людей или не воспринимая поддержку, враждебно настроенные люди могут выходить из социальных контактов, лишать себя здоровой социальной поддержки, которая помогать снизить их уровень стресса.»
Экзистенциальный гнев
Клиент может испытывать экзистенциальный гнев и это может сбивать их (и вас) с толку. Природа экзистенциального гнева имеет свои особенности; он отличается от злости, которую вы можете испытывать, например, на конкретного человека (на водителя, который «подрезает» вас на автостраде, или на наглого и надоедливого продавца). Эти чувства злости исходят из высших мозговых центров – из лимбических структур и структур неокортекса.
За формирование экзистенциального гнева, напротив, отвечает рептильный мозг, а не лимбические структуры или структуры неокортекса.
Помните: отчужденность, отрешенность, отсутствие интереса и равнодушие типичны для этой структуры. Соответственно, по своему характеру экзистенциальный гнев направлен не на конкретного другого, а скорее переживается как желание разрушить все без разбора.
Поэтому когда вы спросите клиента, чувствует ли он к вам злость, клиент может сказать «нет», даже если для вас очевидно (через визуальные признаки или через резонанс), что они в ярости. При этом клиент вас не обманывает. Он может испытывать настоящую ярость, но при этом он может осознавать, что она не направлена против вас. Соответственно, он будет говорить, что на вас он не злится. Такое знание, хотя и полезное в некоторых случаях, в данном случае может помешать восстановлению естественной реакции борьбы. И здесь вы опять можете обучать клиента.
Также возможно, что клиент может переживать это не как гнев или злость, а как переполняющую, интенсивную, бесконтрольную энергию, которая разрушает его. В этих случаях клиент может избегать ее за счет диссоциации. Он может плакать, чтобы разрядить энергию. Эта энергия может выражаться через неконтролируемые телесные спазмы и жесты. Либо процесс фрагментации может пойти дальше и он может временно потерять доступ к функциям высшего мозгового центра (таким как речь).
Если реакция гнева не завершается
Если вы уже провели с клиентом просветительскую работу, поработали с табу на злость, помогли ему осознать свою злость и почувствовать злость как силу, но при этом реакция «не завершается», причиной может быть:
1) что злость, выражаемая клиентом против другого, недостаточно «заряжена»;
2) что злость не направлена на нужный «объект». Она может быть рассеяна за счет многочисленных смещений – и не соединена;
3) может присутствовать сжатие (напр., в челюсти) и клиент может не осознавать, что это сжатие связано с гневом. Он может (неосознанно) использовать мускулы для удерживания злости и агрессии.
Хотя в подходе соматического переживания предпочтительно, чтобы движение рождалось спонтанно, иногда полезно предложить клиенту определенное движение. Если реакция злости не завершается из-за сжатия в челюсти, например, Вы можете попросить клиента сделать одну из следующих вещей:
— Медленно подвигать челюстью из стороны в сторону и во время движения попробовать почувствовать напряжение в ней. Посмотрите, могут ли они постепенно делать движение более плавно и делать его более комфортным, отпуская зажатость, которую он чувствует. Затем отслеживайте, что меняется.
— Подключить к движению глаза таким образом, чтобы они двигались в противоположном от движения челюсти направлении. Так, когда клиент двигает челюсть вправо, взгляд перемещается влево, а когда челюсть двигается влево, взгляд перемещается вправо. Это помогает сломать привычные паттерны в челюсти и глазах – что может помочь высвободить злость. Затем просто отслеживайте, что оживает.
— Как вариант, можно предложить клиенту выдвинуть нижнюю челюсть вперед и перевести при этом взгляд вниз, отслеживая, что на этом оживает.
— Вы можете также работать только с глазами, предложив клиенту – с закрытыми глазами – попытаться посмотреть на свою грудь, а затем вверх на потолок. Просите их отслеживать напряжение в глазах, когда они перемещают взгляд – и смотрите, могут ли они во время движения понемногу отпускать напряжение в глазах. На этом движении также многое может оживать, поскольку злость и гнев часто удерживаются глазами. По мере того, как их глаза начинают расслабляться, начинается проявляться злость. Поэтому важно придерживаться техники титрования – не делайте много за один подход.
— Прекрасным ресурсом как для терапевта, так и для клиента может послужить аудиокурс доктора Марка Риза и Дэвида Земача-Берзина, магистра гуманитарных наук «Сенсомоторная практика для области рта и челюсти». В этом аудиокурсе представлен ряд упражнений, направленных на то, чтобы помочь клиентам высвободить напряжение в лице, в области рта и челюсти, т.е. те области, в которых может удерживаться злость. Данный аудиокурс можно приобрести в компании MCHI Press (www.integrationforall.com).
Если вы чувствуете, что они удерживают злость и агрессию с помощью мышц, Вы можете предложить им задействовать и ощутить их широчайшие мышцы спины и задние дельтовидные мышцы. Это может помочь им расширить свое пространство и получить поддержку, которые им необходимы для проявления своей силы. Ощущение широчайших мышц спины, в частности, также может помочь им осознать то, как они «удерживают энергию». Либо, в зависимости от того, в каком месте своего процесса клиент сейчас находится, ощущение широчайших мышц спины может активизировать другие мышечные импульсы, связанные с реакцией борьбы (например, кусание или сжатие кулаков), позволяя таким образом больше завершиться реакции борьбы.
Вы также можете предложить им сказать «нет!» и отслеживать, что оживает. Вы также можете предложить им сказать «нет», сопровождая это жестом (напр., делая отталкивающие движения руками, ногами и т.д.). Вы также можете при этом оказывать клиенту сопротивление руками или использовать мяч. Либо вы можете двигаться по направлению к клиенту и предложить ему в какой-то момент сказать Вам «стоп!» или «нет!» (вербально или жестами) и отслеживать, что на этом оживает.
Если реакция гнева не завершается, возможно есть «недостающий» элемент – либо недостающий элемент в рамках одного компонента SIBAM (S (sensation) – телесное ощущение, I (image) – образ, B (behaviour) – движение, импульс, А (affect) – чувство, M (meaning) — смысл) (напр., чувство – стыд, беспомощность, ужас) или несколько недостающих компонентов SIBAM (напр., образ, смысл).
Как предполагалось выше, гнев часто служит маской – маской, которая скрывает другие болезненные чувства и переживания. Клиенту может быть гораздо легче разозлиться и дать выход своему гневу, чем чувствовать страх, беспомощность, несостоятельность, стыд или бессилие. В этих случаях Вам может предстоять балансировать между двумя полюсами: между силой и бессилием – между силой и стыдом, ощущением своей несостоятельности, беспомощности или ужаса.
Сложности также могут проявляться в межличностных отношениях. Поэтому вы можете попросить их поразмышлять над следующими вопросами: могут ли они выражать злость в отношениях? Как они выражают злость в отношениях? Испытывают ли они неудобство в момент выражения злости?
Сложности с выражением злости часто испытывают люди с ранней травмой. Используемые в таких случаях инфантильные стратегии бессознательны. Для травмированного ребенка, например, выражение злости может заменить болезнь. Это особенно касается тех случаев, когда переживаемая ребенком злость не может быть выражена. Ее выражение либо слишком дискомфортно для ребенка, либо ее выражение невозможно в отношениях (напр., если они выражают злость, родитель их бьет).
Такие стратегии часто переносятся во взрослую жизнь и проявляются как хронические болевые синдромы. Клиенты могут, не понимая этого, т.е. бессознательно, сжиматься в моменты переживания злости, чтобы удержать энергию – чтобы не чувствовать то, что кажется им непереносимым. Они могут выбирать такой способ, пытаясь избежать возможных последствий выражения злости. Но они также могут бессознательно сжиматься до болезненных состояний, используя сжатие как способ выражения своей злости.
Вы также можете попросить их поразмышлять над следующими вопросами: Направляют ли они свою злость внутрь себя? Как она направляется внутрь? Критикуют и судят ли они себя, попадая затем в ощущение обесцененности и депрессивное состояние? Направляют ли они свою злость на окружающих и окружение и проявляют ли они ее в слабой форме, напр., критикуя и осуждая других? Предложите им понаблюдать за этим, а также за тем, как выражается их злость.
Помните: c точки зрения подхода Соматического переживания, идея заключается в том, чтобы обеспечить клиенту хороший контакт со своим гневом, не выпуская его – без отреагирования и без попадания в страх, боль и беспомощность. В конечном итоге, мы пытаемся найти возможность пережить гнев с расслаблением, а не со сжатием. Мы хотим, чтобы они научились ощущать свой гнев или злость как силу и позволить телу расширяться вместе с ней, предоставляя им выбор: эффективно выражать ее или сознательно ее контейнировать.
Источник: processwork.ru
Спасибо большое! Очень хороший материал, позволяющий людям лечить себя.
Уведомление: «Жжение в груди». Путь исцеления. | Елена Арас