Взаимосвязь нарушения пищевого поведения и сексуальной дисфункции

Взаимосвязь нарушения пищевого поведения и сексуальной дисфункции

Автор публикации Наталья Фомичева к.пс.н., клинический психолог, супервизор

На первый взгляд нарушения пищевого поведения не связаны с сексуальными нарушениями, но на самом деле в их основе находится образ тела. Человек воспринимается как система, а не как набор изолированных функций, поэтому сложности в одной сфере

Согласно периодизации Э. Эрексона выделяют такие этапы психического развития ребенка принимая во внимание новообразования в психике:

  1. Младенческий период от 0 до 1 года
  2. Ранний детский период от 1 года до 3-х лет
  3. Средний детский период от 3-х до 6 лет
  4. Предпубертат от 6-ти лет до 10 (11) лет
  5. Пубертат от 11-ти до 16-ти (17-ти) лет

Давайте посмотрим, какие важные моменты, связанные с психическим развитием, и влияющие на сексуальную сферу и пищевое поведение можно заметить в анамнезе клиента.

Период от 0 до 1 года

Базовым психическим новообразованием периода от 0 до 1 года — это доверие.
Доверие к окружающему миру, ухаживающим взрослым, в этот период формируется привязанность.

Появление травматических событий будет затрагивать всю психику целиком: чем раньше появилось нарушение, тем глобальнее его влияние. Сформировавшийся тип привязанности будет влиять на пищевое поведение и реализацию сексуальности во взрослом возрасте.

Небезопасная привязанность в контексте пищевого поведения проявляется наличием тревоги во время приема пищи, игнорируя сигналы телесных ощущений, и фокусировке на контакте с тем, кто его кормит. Подобное смещение фокуса внимания от внутренних ощущений на то, что происходит во внешнем мире: что о них думают окружающие, не слишком ли много они съели, как они выглядят, полезную ли пищу они едят приводит к тревоге и нарушениям в этой сфере.

Сексуальное функционирование также будет продиктовано этим «сдвигом»: насколько хорошо я выгляжу в глазах партнера. Эта тревога будет снижать удовольствие от сексуальной близости, вплоть до полного отказа от удовольствия.

При тревожно-избегающем типе привязанности возможна парадоксальная реакция на значимого взрослого. Если мать уходит и спустя какой-то период времени возвращается, то ребенок не сближается с ней, а отдаляется. В подростковом возрасте при таком типе привязанности возможно развитие анорексии.

Также возможно компульсивное сексуальное поведение, при котором половой контакт происходит с незнакомыми или малознакомыми людьми, не формируя близких отношений. В силу того, что близкий контакт вызывает тревогу, иногда сексуальное поведение приобретает навязчивый характер, пытаясь компенсаторно заполнить брешь в отношениях ранней привязанности.

Период раннего детства от 1 года до 3-х лет

Это период рождения социального «я». Изменения в психике, которые происходят связаны с физиологией и возможностью их контроля.
Часть физиологических функций требуют контроля и этот период осознавания ребенком того, что не все можно удовлетворить немедленно: нужно брать ложку, ходить на горшок и т.д.

Если этот период проходит без травм, к примеру, ребенку не запрещают пищевые игры, то появляются зачатки самоконтроля, принятие своей физиологии и встраивание в социальный контакт.
При травматических событиях возможно восприятие собственного тела и его потребностей через стыд или отвращение. Часто это интернализируется от взрослых и размещается в теле ребенка. Стыд был заложен в послании от кормильца в раннем возрасте, которое говорит о том, что с телом ребенка что-то не так, части тела концентрируют этот стыд и это становится серьезным препятствием на пути к удовольствию.

Отвращение и стыд по отношению к своей телесности тесно связаны с появлением расстройств пищевого поведения или образа тела и характеризуется навязчивостью: прибегание к услугам пластической хирургии, самоповреждающее поведение, диетическое поведение. Такой как я есть, не имею права на жизнь и быть счастливым.

Стыд будет также проявляться и в сексуальном контакте, ведь стыдятся любых проявлений собственного тела, в частности, контакта половых органов, прикосновений и т.д.

Период среднего детства от 3-х до 6-ти лет

Это период может усугубить имеющуюся картину. В этот период формируется идея гендера — понимание разделения полов. И в этот возрастной период усваиваются полоролевые стереотипы.

Это представления о том, какой должна быть и что должна делать «настоящая женщина» и «настоящий мужчина», что влияет на пищевое поведение и сексуальное функционирование. Например, многие мужчины говорят о своих негативных оценках того, как и что ест женщина, в особенности, если женщина может съесть очень сытный обед. В многодетных семьях не возникает напряжения от разделения на «мальчики и девочки», поскольку идея «отличий» воспринимается с раннего детства.

Часто в семьях с одним ребенком возможны запреты на сексуальность, связанные с тревогой родителей, например, ребенок может мастурбировать, что будет смущать родителей и такое поведение будет запрещаться.

Также как пищевое поведение, сексуальное, должно приносить удовольствие: от вкусной еды и сексуальной близости. Если в семье транслируется запрет на телесное удовольствие, то часто нарушение, например, переедание, связано с реагированием на этот запрет — это единственный способ получить телесное удовольствие, ведь реализовать сексуальность не получается.

Часто булимия также сопровождается стыдом и сложностями в сексуальной сфере. Встречаются оценки: секс — это неправильно, грязно и т.д. В процессе терапии при первичном обращении за помощью по поводу булимии, спустя некоторое время обнаруживаются сложности в отношениях с партнером, созависимые отношения и сексуальность вцелом не принимается.

При эмоциональной озабоченности и тревоге по поводу своего веса также имеются сложности в сексуальной сфере: Женщина должна фокусироваться на том, чтобы доставить удовольствие мужчине.

Так сексуальное расстройство диспареуния связана с проявлением этого стереотипа. И женщины обращаются за помощью к специалисту спустя 5-10 лет терпения, исполняя обет терпимости. В терпении кроется корень устремления придерживаться диет, буквально, истязать себя голодом, терпеть то, что неприятно в сексуальном контакте — все усвоенные стереотипы среднего периода детства.

Диетическое поведение говорит о проблемах и в сексуальной сфере. Это связано с отказом от опоры на потребности собственного тела и выполнение предписаний диетолога и как следствие — партнера. В терапии мишенями будет равно как пищевое поведение, так и сексуальное функционирование.

Период от 6-ти до 10 лет (11 лет)

Предпубертат связан с доминированием влияния окружением ребенка, семья постепенно утрачивает значение и влияние на ребенка.

Наблюдается сплав сексуального и пищевого поведения.

Первый контакт с порнографией происходит в среднем в 6,5 лет. И это влияет на развитие с точки зрения сексуального интереса и активно начинают обсуждаться бьюти-практики — желание быть привлекательной с точки зрения сексуальной привлекательности: идея снижения веса — weight concern, прибегание к косметическим процедурам, переедание в качестве эмоциональной регуляции и т.д.

Трансляция гендерного стереотипа влияет на поведение и отношение к собственному телу: Подтянись, будь мужиком!

Приведу пример из практики: Мужчина 40-ка лет перенес кровоизлияние в брюшной полости, симптомов которого он не распознал.
Это говорит о том, что регуляция пищевого поведения и стыд привели к нарушению контакта с собственным телом. Мужчины получают дополнительную инъекцию стереотипов «мужественности», вследствие чего телесность отчуждается.

Сочетание сильной нарушенности в сферах пищевого поведения и сексуального функционирования требует проработки в терапии ранних периодов развития ребенка, заблокированных воспоминаний, требующих интеграции и встраивания в настоящую жизнь клиента.

Пубертат от 11-ти до 16-ти (17-ти) лет

Этот период развития мы будем обсуждать на семинаре 4, 6, 8 февраля очно (Москва) и онлайн.


ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

ВОПРОС:
Чем может замещаться сексуальное удовольствие?

ОТВЕТ:
Это может замещаться удовольствием от еды и могут быть другие варианты.
Еда — это универсальный способ закрыть многие потребности: разнообразие, новизна, сексуальность и т.д. Сексуальное удовольствие, согласно З.Фрейда, может сублимироваться и реализовываться в творчестве или в религиозных практиках, например, при аскезе происходит отказ от удовольствия.

ВОПРОС:
Какие еще могут быть причины сексуальных дисфункций?

ОТВЕТ:
Можно говорить о трех видах сложностей в сексуальной сфере: дисгармонии, дисфункции и парафилии. У клиентов с нарушениями пищевого поведения проблемы с сексуальностью относятся к сфере дисгармонии — нет совместимости с партнером. Это становится косвенной причиной сексуальных дисфункций — отсутствие коммуникации и в терапии необходимо работать над восстановлением коммуникативных навыков.

ВОПРОС:
В чем заключается интергративный подход?

ОТВЕТ:
Это работа на четырех уровнях: тело, мысли, чувства и поведение. Хорошо зарекомендовала себя терапия принятия и ответственности в работе со стыдом, терапия, сфокусированная на сострадании, телесная терапия, арт-терапевтические методы, необходимо использовать поведенческие техники, элементы когнитивной терапии в работе с навязчивыми мыслями и сверхценными идеями. В случае расстройств пищевого поведения сложно руководствоваться только одним методом, это интеграция.

Источник: psy4psy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Копирование и публикация материалов сайта разрешена

с указанием автора и ссылки на источник.